Монтаж сборных конструкций

Необходимость возведения зданий и сооружений в сжатые сроки вызвала переход к индустриальным методам производства работ, предусматривающим сборку конструкций из деталей, заранее изготовленных на заводах и полигонах.
При таком способе производства работ основные виды строительных процессов выполняются на заводах, строительная площадка превращается в монтажную, сокращается потребность в рабочих, повышается использование оборудования и приспособлений.
Выбор способа монтажа зависит от характеристики сборных деталей и наличия механизмов.

Монтаж конструкций состоит из взаимоувязанных между собой подготовительных и основных процессов:

  • разгрузка сборных деталей на складах;
  • укрупнительная сборка деталей;
  • транспортирование сборных деталей от склада к месту установки;
  • установка деталей в проектное положение;
  • выверка и закрепление деталей;
  • заделка стыков.

Монтаж производится по графику, предусматривающему поточно-скоростные методы организации работ. Заводы, изготовляющие сборные детали, должны направлять их на строительные площадки в соответствии с графиком.
Сборные детали доставляют к возводимым объектам, как правило, на автомобилях и прицепах, буксируемых автотягачами или тракторами; в отдельных случаях при наличии железнодорожного пути детали перевозят на железнодорожных платформах.
Многие тяжелые конструкции в собранном виде не представляется возможным перевозить на прицепах автотранспорта или на железнодорожных платформах из-за несоответствия размеров габаритам подвижного состава транспорта. Монтаж этих конструкций приходится осуществлять на строительной площадке, производя укрупнительную сборку деталей до установки их в проектное положение.
Железобетонные сборные детали предварительно раскладывают около места монтажа, располагая их для подъема и установки в проектное положение в зоне действия крана.
Отдельные детали заранее маркируют в соответствии с проектом организации монтажа.

Укрупнительная сборка стальных конструкций производится на стеллажах, представляющих собой вкопанные в грунт ряды обрезков рельсов высотой от 0,6 до 0,8 м от поверхности земли с выверенными по нивелиру в одной горизонтальной плоскости верхними торцами, на которых крепятся железнодорожные рельсы или стальные балки.
Укрупнение тяжелых конструкций можно производить также на шпальных клетках, а легких — на переносных козелках.

В железобетонные детали перед их бетонированием закладываются петли из арматурной стали для захвата краном при транспортировании и монтаже.
Процесс монтажа должен обеспечить правильную и быструю установку и соединение между собой деталей в проектном положении.
Грузоподъемность крана должна обеспечить подъем и транспортирование деталей или собранных конструкций и установку их «на весу». Подтаскивание деталей, опирающихся на землю, грузовым тросом крана не допускается, как противоречащее мероприятиям по технике безопасности.

Основные способы монтажа сборных конструкций

Наибольшее распространение получил монтаж способом «наращивания» конструкций, характеризующийся последовательной сборкой этажей или ярусов сооружения снизу вверх. Этот способ монтажа применяется при возведении конструкций промышленных зданий, многоярусных промышленных сооружений, объектов доменных цехов, резервуаров и градирен.
Способ «надвижки» заключается в том, что все сооружение или крупные его части собирают в стороне от проектного месторасположения, а перемещение собранных конструкций осуществляется с помощью простых комплектов монтажного оборудования лебедками и горизонтальными домкратами. Способ надвижки применяется при монтаже пролетных строений мостов и установке стропильных ферм, предварительно сблокированных.
Для монтажа цехов с легкими конструкциями, но большого размера, в плане применяются самоходные универсальные стреловые краны на гусеничном или пневматическом ходу.
При монтаже цехов с конструкциями среднего веса применяют краны грузоподъемностью до 25 т со стрелой длиной до 25 м. Тяжелые конструкции цехов устанавливают кранами грузоподъемностью до 50 т со стрелой длиной 33-40 м, а иногда в сочетании с мачтово-стреловыми кранами.
Применение железнодорожных кранов возможно лишь при наличии железнодорожных путей, необходимых для эксплуатации возводимого сооружения.
Выбор крана производят, исходя из его грузоподъемности и технической характеристики. Вначале определяют наибольший допускаемый вылет стрелы, соответствующий весу самых удаленных от крана деталей, и делают проверку соответствия вылета габаритам здания путем нанесения на план здания зоны действия крана. Затем, пользуясь схемами поперечных разрезов зданий или сооружений, производят проверку достаточности высоты подъема крюка крана для установки деталей, расположенных на самой высокой отметке и в наибольшем удалении от крана. При этом учитывают высоту монтируемой детали от нижней ее точки до точки захвата и положение нижней точки подвешенной на крюке детали над ее опорами в момент установки, а также конструктивную высоту захватных приспособлений.
При возможности подбора кранов в нескольких вариантах (например, один мощный кран или два менее мощных, расположенных с разных сторон зданий) производят сравнительные технико-экономические расчеты с учетом стоимости машино-смены.
Монтаж зданий и сооружений из сборных железобетонных деталей связан с большим объемом погрузочно-разгрузочных и транспортно-подъемных операций, рациональная и продуманная организация которых в большой степени влияет на успешное выполнение строительно-монтажных работ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *